Федеральный государственный стандарт второго поколения нацеливает на смену образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
Ранее приоритет отдавался самим знаниям, сейчас знания и умения рассматриваются как средство развития личности. На первый план выдвигается умение самостоятельно добывать информацию и ею пользоваться в целях решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности.
Образовательный стандарт второго поколения выдвигает следующие требования к информационной грамотности выпускников начальной школы: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее» [1, 19].
В планируемых результатах начального образования указывается, что выпускники должны научиться дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты) и создавать свои собственные (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), овладеть первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм), уметь использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники должны научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Стандартом определены личностные характеристики выпускника начальной школы [2, 3]:
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Все эти качества развиваются в процессе формирования информационной грамотности личности.
Для определения степени реализации работы по формированию информационной грамотности младшего школьника в языковом образовании в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта был проведен анализ программ по обучению грамоте и русскому языку для начальной школы.
Анализ проводился, исходя из структуры информационной грамотности. Таким образом, программа оценивалась с точки зрения реализации в обучении следующих процессов:
- формирование познавательного интереса;
- усвоение знаний в области работы с информацией;
- практическое освоение способов поиска, обработки и хранения информации;
- формирование аксиологического отношения к информации, восприятия способов работы с ней как ценности.
Среди всего разнообразия учебников по русскому языку, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе, была проанализирована программа, опирающейся на принципы системно-деятельностного подхода («Школа России»; обучение грамоте – Горецкий В. Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.; русский язык – Канакина В.П., Горецкий В.Г.);
Одними из основополагающих вопросов, решение которых предполагается в процессе языкового образования по программам УМК «Школа России» [3], являются:
- обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, развитие логического и образного мышления, освоение нового для детей вида деятельности – учебной;
- овладение посильными приемами самостоятельной работы, развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге – источнику знаний.
С первого класса начинается процесс овладения школьниками навыками работы с текстом и книгой. Также с первых уроков обучения грамоте развивается критическое отношение к значению слова, к воспринятой информации и к своему высказыванию, воспитывается ценностное отношение к речи и мнению одноклассников.
В послебукварный период школьники учатся определять главную мысль текста, обосновывать правильность своего ответа.
Одним из приоритетных направлений системы обучения русскому языку является развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности, так как оно содействует активизации познавательной деятельности школьника. Осознание детьми специальных речевых умений позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь.
Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений и факторов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования [3, 49].
В процессе языковой деятельности школьники овладевают приемами активного анализа и синтеза, приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному развитию, развитию потребности в постижении языка и речи как предмета изучения, формированию операционального компонента информационной грамотности.
Материал учебника и рабочей тетради создает хорошую языковую базу для решения определенных учебно-познавательных задач, способствует формированию ценностного отношения к русскому языку. Методический аппарат учебника, рабочей тетради, методического пособия позволяет поддерживать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.
Во втором классе дети учатся читать и осознавать лингвистический текст, работать с ним.
В третьем классе учащиеся учатся составлять план текста.
В четвертом классе развивается умение анализировать слово в единстве всех его сторон.
На протяжении всех лет обучения русскому языку в начальной школе продолжается работа со словарями учебника.
Программа построена так, чтобы дать младшим школьникам основы знаний о языке методом постановки учебной задачи, что соответствует принципам развивающего обучения: активизирует познавательный интерес, обучает формулировать информационную задачу. Программа языкового образования В.Г. Горецкого отличается более усиленной познавательной направленностью, чем программа Рамзаевой Т.Г. Больше внимания уделено формированию аксиологического и операционального компонентов информационной грамотности.
Анализируя данную программу с точки зрения структуры информационной грамотности, необходимо отметить, что она в большей степени направлена на формирование познавательного интереса, совершенствование аналитических умений в работе с информацией. Но программой по обучению грамоте и русскому языку УМК «Школа России» не предусмотрено формирование знаний об информационной деятельности. Операциональный компонент представлен двумя группами умений: информационно-поисковые умений и информационно-аналитические. Тем не менее программой не предусмотрено обучение созданию информационного продукта и преобразованию информации из одной формы в другую, что очень актуально в современном обществе, в котором потоки информации постоянно растут. Умениям, направленным на хранение информации, внимание не уделяется, хотя в начальной школе это действие с информацией также весьма важно в связи со становлением учебной деятельности в данном возрасте.
Таким образом, для полноценного формирования информационной грамотности у младших школьников, обучающихся русскому языку по учебно-методическому комплексу «Школа России», необходимо вводить дополнительный комплекс упражнений, направленный на усвоение знаний в области информационной деятельности, на работу с различными видами информационных продуктов:
- выбирать форму представления информации (вид информационного продукта), определять ее эффективность или неэффективность, оптимально представлять информацию в выбранной форме;
- читать схемы, таблицы, алгоритмы, конспекты и т.д.
Литература.
- Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с. – (Стандарты второго поколения).
- Школа России. Концепция и программы для начальных классов [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
Для цитирования:
Статья // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований: сборник материалов I Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2012. – 229 с. – С. 53 – 57.
ISBN 978-5-7782-2084-3
|