Будем учиться летать!..

Меню сайта
Время
Онлайн лист
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Опросы

Мои статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Аксиологический подход к формированию информационной грамотности у младших школьников

Аксиологический подход традиционно считается одной из методологических основ личностно-ориентированного образования, так как он способствует осознанию учащимися своих ценностных ориентаций, установок и нравственных норм, оценке интеллектуальных сил и возможностей.  

Аксиологический подход – это философско-педагогическая стратегия, показывающая пути развития профессионального искусства, использования педагогических ресурсов для развития личности и предлагающая перспективы совершенствования системы образования [1, с. 15].

В основе педагогической аксиологии лежат понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания, обучения и образования в целом. Аксиологический подход рассматривает человека как высшую ценность общества, благодаря чему педагогические явления могут изучаться с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Общеизвестно, что научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из любви к истине, но и для полного удовлетворения социальных потребностей. В связи с этим содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами и призван выполнять аксиологический, или ценностный подход, выступающий своеобразным «мостом» между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой – решать задачи гуманизации общества [3, с. 103].

Дети приходят в школу с интересом к знаниям, с желанием учиться и узнавать новое. Главной составляющей здоровой психики ребенка является познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира, установление причинно-следственных связей и зависимостей. Младший школьный возраст в целом характеризуется неутолимой жаждой новых впечатлений, наблюдательностью, потребностью в самостоятельном поиске новых сведений о мире. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка.

Эти особенности развития психики и поведения младшего школьника необходимо направить на освоение им новых областей знаний,  таким образом, чтобы интерес к окружающему миру не угас, а наоборот, помог в процессе  изучении новых учебных предметов. Это тем более актуально в современном обществе, где информация осознается как стратегический ресурс развития.

Современный человек должен уметь ориентироваться в информационных потоках, интенсивность которых постоянно возрастает. Активная роль человека в восприятии информации проявляется в критическом отношении к ней, а именно в том, что он должен  уметь делить информацию на имеющую значение и второстепенную. Следовательно, формирование информационной грамотности в наши дни становится необходимым умением для ориентировки в потоке информации, для овладения способами работы с ней.

Информационная грамотность – это интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать элементарные информационные задачи, возникающие в учебных или досуговых ситуациях на основе использования знаний и умений в сфере  информационной деятельности и в соответствии с усвоенной системой ценностей.

С учетом психических особенностей младших школьников мы предлагаем выделить следующие компоненты предметной информационной грамотности учащегося начальной школы:

 - мотивационный (интерес к учебно-информационной деятельности, умение осознать потребность в информации, активное информационное поведение);

 - когнитивный (знания на уровне элементарных представлений в сфере информационной деятельности);

- операциональный (владение способами поиска, обработки и хранения информации);

- аксиологический (восприятие информации и способов работы с ней как определенной ценности).

Основу содержания образования составляют знания. Они позволяют индивиду самостоятельно мыслить, выразить себя, ориентироваться в окружающем мире, оставаться человеком. Для любой из множества существующих образовательных систем знание является ценностью и даже при утрате актуальности фактического знания в современной ситуации, характеризующейся стремительным ростом объема информации, знание сохраняет свою образовательную и познавательную ценность как результат практической деятельности. Поэтому в иерархии образовательных ценностей знание имеет статус доминантной ценности [4, с. 117].

Ценностное отношение – это внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Это субъективное отражение объективной действительности. Ценностное отношение в философии трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели [4, с. 124].

Ценность объекта или его свойств возникает только тогда, когда субъект вступает во взаимодействие с данным объектом, вовлекая его в деятельность. Таким образом, сформировать восприятие информации и способов работы с ней как ценности возможно лишь в процессе информационной деятельности. Информационная ценность может стать ориентиром деятельности только при условии сформированности ценностного отношения и ценностных установок.

Остальные компоненты информационной грамотности также будут формироваться и проявляться только в процессе выполнения интересной для ученика деятельности. Чем активнее учащийся в информационной деятельности, тем ярче выражается его отношение к ней.

Ценностная установка – это осознание личностью своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в соответствии с определенными ценностями. Установка обладает регулятивным характером, отражающим состояние готовности личности к определенной деятельности; в ней выделяют когнитивную (знания, информация) и аффективную (эмоции, чувства) составляющие. Установка соотносится с потребностями индивида, она выполняет приспособительную и защитную функции, выражает ценности индивида и организует знания [4, с. 128].

Из данного определения очевидно, что ценностные ориентации и мотивация рассматриваются во взаимосвязи. Таким образом, аксиологический компонент информационной грамотности и мотивационный формируются в единстве.

Процесс познания неотделим от оценки. Ценностный аспект информационного восприятия проявляется в оценке:

- источника информации;

- содержания информации;

- способа подачи информации.

Формирование информационной грамотности на основе ценностей предполагает развитие оценочной сферы личности. Поэтому оно не может быть полноценным без опоры на эмоции.  Необходимо практиковать оценочные суждения, опирающиеся на непосредственные переживания и чувства учащихся.

Ценностное отношение к информационной деятельности может формироваться только в обстановке доброжелательности, свободы и понимания. Поэтому в ситуации постановки и решения информационных задач учитель должен занимать субъектную позицию, что обеспечит возможность выбора ценностных ориентаций, формирование чувства достоинства и уверенности в своих возможностях и силах.

Формирование положительного отношения к приобретению знаний у младших школьников выступает как неотъемлемый элемент системы методов формирования информационной грамотности младших школьников.

При определении методов и приемов формирования информационной грамотности в аспекте аксиологического подхода были выделены следующие компоненты информационной грамотности личности: мотивационный и аксиологический.

К мотивационному компоненту относятся методы формирования познавательных интересов, выделенные Ю.К. Бабанским [2, с. 42]: создание нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности, дискуссии, анализ жизненных ситуаций; постановка учебной задачи; создание ситуации успеха.

К аксиологическому компоненту относятся методы стимулирования долга и ответственности [2, с. 42]: разъяснение личной и общественной значимости информационной деятельности; создание ситуаций, приводящих к осознанию потребности в информации.

Подобное рассмотрение мотивационного и аксиологического компонентов информационной грамотности младших школьников в отдельности от остальных весьма условно. Формирование всех компонентов информационной грамотности должно протекать в единстве, для реализации этой цели могут быть предложены следующие методы и приемы:

  1. Постановка учебно-информационной задачи;
  2. Задания с недостаточной информацией;
  3. Критическая оценка результата выполнения задания (Достигнут ли результат? Чего не хватает для достижения?);
  4. Рефлексивные вопросы (Какие способы использовались или создавались в ходе информационной деятельности? Насколько эффективны? Что изменилось в самом себе после решения поставленной задачи?).

В личностно-развивающей педагогике приоритетной является личность школьника, выступающая ценностью педагогического мировоззрения учителя. И учитель, и учащийся в известной степени равноправны и равноценны как субъекты развивающей учебной деятельности, поэтому вполне естественно, что в условиях личностно-ориентированного обучения, атрибутами которого являются самостоятельность, инициатива, сотрудничество, умение преодолевать разного рода трудности, формируется ценностное отношение к информационной деятельности.

 

  1. Артюхович, Ю.В. «Обучение ценностям»: аксиологический подход к проблемам образования [Текст] / Ю.В. Артюхович // Гуманитарные науки: Сборник научных трудов. Вып. № 10. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2003.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект) [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 1977. – 256 с.
  3. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2005. – 576 с.
  4. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию [Текст]: учеб. пособие / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

 

Для цитирования:

Статья // Личностно-ориентированное образование:  методология, теория и технология: материалы V международной научно-практической конференции, 26 мая 2011 г. / Междунар. акад. наук пед. образования; Шадр. гос. пед. ин-т. – Шадринск: ШГПИ, 2011. – 206 с. – С. 168 – 171.

Категория: Мои статьи | Добавил: Omela (03.09.2014)
Просмотров: 566 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar