Для полноценного и всестороннего формирования информационной грамотности у младших школьников необходимо внедрять полиподходность к процессу обучения. Аксиологический, развивающий, системный, деятельностный и компетентностный подход обусловили выбор методов формирования информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка, что субъективизирует процесс обучения, смещает акцент на учащегося, на его индивидуальные цели и задачи. Данные методологические подходы усиливают практическую ориентированность учебного процесса, расширяет содержание личностными составляющими, обеспечивая формирование когнитивного, операционального, мотивационного и аксиологического компонентов информационной грамотности младшего школьника, что, несомненно, позволяет добиваться лучших результатов обучения не только русскому языку, но и другим предметам.
Формирование информационной грамотности – сложное, многоаспектное явление, поэтому информационно-грамотная личность – это человек, ориентирующийся в информационном мире, обладающий определенным набором качеств, способствующих решению поставленной информационной задачи, и действующий в соответствии с поставленной информационной задачей. Задача современного образования – формировать информационную грамотность, обеспечивая формирование информационно-грамотной личности.
В данной статье анализируется Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения в аспекте формирования информационной грамотности. Автором рассматривается программа по обучению грамоте и русскому языку учебно-методического комплекта «Школа России» В.Г. Горецкого. Предлагается ее анализ с точки зрения формирования мотивационного, аксиологического, когнитивного и операционального компонентов информационной грамотности.