Будем учиться летать!..

Меню сайта
Время
Онлайн лист
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Опросы

Мои статьи

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблема формирования информационной грамотности младших школьников как задача современного образования

В современном обществе отношение к информации кардинально изменилось: информацию стали осознавать как стратегический ресурс развития. Соответственно перед учителем встает задача научить школьников ориентироваться в мире знаний, что нашло отражение в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагающий воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.

Анализ литературы показывает, что различные направления работы с информацией в большинстве исследований в настоящее время интегрируются в единый термин «информационная культура личности», первым этапом к достижению которой является информационная грамотность.

Отдельные аспекты формирования информационной культуры личности освещены такими исследователями, как А.М. Атаян, Г.Н. Волкова, Н.И. Гендина, Е.А. Смагина, Т.Е. Соколова, Е.Л. Харчевникова. В современном образовании формирование информационной грамотности реализуется через компетентностный подход (Дж. Равен, М.А. Холодная и др.).

Обращение к проблеме формирования информационной грамотности повлекло привлечение понятий и терминов из разных областей знания: библиотечного дела, информатики, документалистики и др. В качестве близких по смыслу понятий, характеризующих знания и умения человека по работе с информацией, в русском языке широко используются такие термины, как «информационная грамотность», «информационная культура», «информационная компетентность», «учебно-познавательная компетенция».

Основной вопрос возникает в разделении понятий «культура», «грамотность» и «компетентность».

Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в 70-х гг. Инициаторами привлечения внимания общественности к этому феномену явились работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовалось это понятие, были статьи библиографов К.М. Войханской и Б.А.Смирновой «Библиотекари и читатели об информационной культуре» (сборник материалов известного исследования «Библиотека и информация», 1974 г.) и Э.Л. Шапиро «О путях уменьшения неопределенности информационных запросов» (журнал «Научно-технические библиотеки СССР», 1975 г.). И поныне авторами большей части публикаций являются библиографоведы, библиотековеды.

Э.Л. Семенюк определяет информационную культуру следующим образом: «Информационная культура – степень совершенства человека, общества или его определенной части во всех возможных видах работы с информацией» (Семенюк 1994: 3).

По определению Э.Э. Слабуновой, информационная культура – это:

стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества, выражающийся в умении использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными;

совокупность умений и навыков работы с источниками информации;

самостоятельное решение любых задач, связанных с производством, поиском, обработкой, хранением и передачей информации (Слабунова).

Е.Л. Харчевникова представляет информационную культуру как «элемент общей культуры человека, представляющий собой совокупность знаний, умений, норм, ценностей, связанных с потреблением и созиданием информационных ресурсов и выполнением информационной деятельности на репродуктивном и творческом уровне» (Харчевникова 1999: 35).

Учитывая многоаспектность понятия и соотнесенного с ним явления, считаем целесообразным в качестве базового использовать определение Н.И. Гендиной: «Информационная культура личности — одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Она является важнейшим фактором успешной профессиональной и обыденной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» (Гендина 2007: 76–77).

Итак, большинством исследователей информационная культура определяется как часть общей культуры, тогда как информационная компетентность в научной литературе определяется более узко.

Под компетентностью Дж. Равен понимает специальные способности, которые позволяют человеку достигать личностно значимых целей. Компетентность может существовать только в органическом единстве с интересами и ценностями человека. М.А. Холодная представляет компетентность как «особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности» (Холодная 2002: 243). Компетентность как образовательный результат – сложное свойство личности, обусловливающее ее способность решать проблемы и типичные задачи в реальных жизненных ситуациях с использованием всего накопленного опыта.

Информационная компетентность проявляется в эффективной реализации собственных информационных потребностей, направленных на нахождение, оценивание и использование соответствующей информации, необходимой для оптимального способа решения культурных, общественных и профессиональных задач, требующих критического, рефлексивного отношения и творческого подхода (Плотникова 2010: 333).

А.В. Худякова определяет информационную компетентность как характеристику «личности субъекта, которая выражает степень соответствия информационной культуры уровню сложности задач, возникающих в любой сфере социальной деятельности и требующих принятия и исполнения эффективных решений на основе сложившегося у него опыта работы с информацией: ее приобретения из различных источников, обработки любого рода и практического использования (в частности с целью получения объективно новой информации, требуемой для разрешения нестандартных социальных проблем)» (Худякова 2005: 45–46).

А.В. Хуторской разграничивает две группы компетенций. Учебно-познавательные компетенции он трактует как «совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания» (Хуторской 2005).

Информационные компетенции – это «навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудиозапись, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Это поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача» (Хуторской 2005). Указанные группы компетенций входят в состав информационной компетентности.

Под «грамотностью» изначально подразумевалось умение человека читать, писать и производить арифметические расчеты. Позже содержание данного понятия значительно расширилось. Грамотным человеком стали называть того, кто обладает необходимыми знаниями, сведениями в какой-нибудь области. По мнению Б.С. Гершунского, грамотность важна и сама по себе, но вместе с тем и как ступень (но ступень необходимая и обязательная) для последующего образования, формирования личности. Это первый этап для достижения более высоких образовательных результатов. Автор предлагает следующую последовательность становления личности: грамотность ® образованность ® профессиональная компетентность ® культура ® менталитет. Это устойчивое свойство личности, связанное с освоением базовых знаний и умений, которые позволяют осваивать элементы культуры на начальном уровне.

В педагогике используется также понятие «функциональная грамотность». Первоначально, примерно до середины 1970-х годов, концепция и стратегия обучения связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере. В дальнейшем подобный подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.

Авторами УМК «Школа 2100» функционально грамотная личность определяется как «личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Элементом функциональной грамотности является грамотность информационная.

Понятие «информационная грамотность» в образовании нередко ассоциируется преимущественно с овладением навыками работы с персональным компьютером или с обучением основам библиотечно-библиографических знаний, в представлении информационной грамотности преобладает монодисциплинарный подход, в результате которого представление об информационной грамотности значительно сужается, хотя существуют и другие определения данного термина, отраженные в следующих дефинициях.

Лау Х. определяет информационную грамотность как наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации (например, после «скачивания» из Интернета); оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов (Лау 2006: 14).

А.В. Худякова в своем исследовании (Худякова 2005: 39–40) характеризует информационную грамотность как степень освоения человеком «языковых норм и методов реализации всех форм организованного информационного обмена с окружающей его средой». В соответствии с данным определением ученый выделяет следующие виды информационной грамотности:

- грамотность устной речи (информационный обмен в системе естественных и искусственных языков: субъект – субъект);

- грамотность письменной речи (информационный обмен в системе естественных и искусственных языков: субъект – субъект);

- методологическая грамотность (информационный обмен: субъект – объект исследования);

- грамотность в области ИКТ (информационный обмен: субъект – субъект, субъект – объект исследования).

В.Б. Антипова трактует информационную грамотность как совокупность знаний, умений, навыков, мировоззренческих и поведенческих качеств учащегося, позволяющих ему эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений (Антипова Интернет-источник).

Таким образом, информационная грамотность – это социально-педагогическая характеристика учащегося, отражающая его инструментальную и когнитивную деятельность в процессе поиска и работы с информационными ресурсами. Ее структура охватывает умения и навыки работы с текстом; умения и навыки пользования книгой и библиотекой; знания и умения использования особенностей средств массовой информации; умения использования новых информационных технологий при поиске и организации информации (там же).

По мнению В.Б.Антиповой, информационная грамотность является начальным уровнем информационной компетентности и основой для последующего непрерывного развития личности, по мнению А.В. Худяковой, базой для информационной компетентности. Следовательно, информационная культура оказывается самым широким понятием из трех заявленных (одно из высших достижений образовательных результатов), информационная грамотность – наиболее узким (начальный уровень образованности).

Деятельность человека, связанную с процессами осознания информационной потребности, разработки стратегии информационного поиска, получения, оценки, организации, использования, создания и передачи информации, будем называть информационной деятельностью. Информационная задача – задача организации сбора, обработки, хранения, создания и распространения информации о состоянии и развитии объектов природы и общества.

С учетом проанализированных определений, предлагаем нашу трактовку понятия: информационная грамотность – это интегральная характеристика личности, определяющая ее способность решать элементарные информационные задачи, возникающие в учебных или досуговых ситуациях, на основе использования знаний и умений в сфере  информационной деятельности и в соответствии с усвоенной системой ценностей. Формирование информационной грамотности – сложное, многоаспектное явление, поэтому информационно-грамотная личность – это человек, ориентирующийся в информационном мире, обладающий определенным набором качеств, способствующих решению поставленной информационной задачи, и действующий в соответствии с поставленной информационной задачей. Задача современного образования – формировать информационную грамотность, обеспечивая формирование информационно-грамотной личности.

Литература

1.           Антипова В.Б. Личностно-деятельностный подход к формированию информационной грамотности. – Режим доступа:  http://confifap.cpic.ru/upload/2006/reports/ doklad_707.doc.

2.           Гендина Н.И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международные тенденции и российский опыт // Школьная библиотека. – 2007. – № 8.

3.           Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. – 2006. – Режим доступа: www.ifla.org/VII/s42/pub/IL-Guidelines2006-ru.pdf

4.           Плотникова Н.Ф., Струков Е.Н. Роль критического мышления в формировании информационной компетентности студентов ВУЗа // Образовательные технологии и общество. – 2010. – Том 13. – №1.

5.           Семенюк Э.Л. Информационная культура и прогресс информатики // НТИ. – 1994. – №7.

6.           Слабунова Э.Э. Информационная культура в концепции лицейского образования. – Режим доступа:  http://vio.uchim.info/ Vio_29/cd_site/articles/art_3_2.htm

7.           Харчевникова Е.Л. Педагогические условия использования книги как средства формирования информационной культуры ребенка (дошкольный и младший школьный возраст). – Владимир, 1999.

8.           Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. – СПб.: Питер, 2002.

9.           Худякова А.В. Формирование предметной информационной грамотности и компетентности учащихся при обучении физике. – Екатеринбург: Б. и., 2005.

10.      Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал "Эйдос". – 2005, 12 декабря. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/ 1212.htm

 

Для цитирования:

Филологическое образование в период детства: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Содержание филологического образования в период детства», Екатеринбург, 17-18 апреля 2012 г. / Урал. гос. пед. ун-т.; Отв.ред. Плаксина Е.Б. – Екатеринбург, 2012. – 299 с. – С. 234 – 237.

Категория: Мои статьи | Добавил: Omela (04.09.2014) | Автор: Горобец О.А.
Просмотров: 731 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar